из фб
Антисемит коммунистический
Отчасти звериный антисемитизм, которым отличалась Украина в послевоенные годы был связан с тем, что там появился уникальный Первый секретарь КПСС по имени Никита ХРУЩЁВ.
НЕ случайно в более поздние годы , когда Никита возглавил всю страну возник анекдот .
"Хрущёву представили на утверждение список кандидатов на пост раввина московской синагоги. «Вы с ума сошли! – заорал Никита Сергеевич. – Здесь же одни евреи!»
Хрущёвские общественно-политические преобразования вслед за Ильей Эренбургом справедливо называют «оттепелью». Удушающая атмосфера тотального террора государства сменилась смягчением климата, разоблачением ряда преступлений сталинизма, реабилитацией жертв репрессий, немного повеяли ветры ограниченной свободы. Но именно в этот период в стране и сформировалась начавшая закладываться при позднем сталинизме система государственного антисемитизма.
«Нам не нужны евреи»
Во время войны юдофобство нацистов стимулировало антисемитизм у многих советских граждан. Усилило оно и присущий товарищу Хрущёву антисемитизм. Сначала первый секретарь ЦК Компартии Украины не упомянул евреев в выступлении о бедствиях народа на оккупированной территории. Затем, после освобождения от гитлеровцев территории республики, ставил палки в колеса евреям, желавшим вернуться на Украину из эвакуации. Умонастроения, царившие в мировоззрении Хрущёва и значительной части тогдашних «верхов», красноречиво показывает коммунист-еврейка Роза Ходес. Ее рассказ приводит польский журналист Леон Ленеман в книге «Трагедия евреев в СССР». В период оккупации она действовала в подполье. Потом работала в секретариате Хрущёва, но после заполнения анкеты выяснилась ее национальность, и Розу уволили. Ей удалось добиться приема у Хрущёва, где она узнала, что «евреи в прошлом совершили немало грехов против украинского народа» и «на нашей Украине нам не нужны евреи... для украинских евреев, которые пережили попытки истребить их, было бы лучше не возвращаться сюда… Лучше б они поехали в Биробиджан... Здесь Украина. И мы не заинтересованы в том, чтобы украинский народ толковал возвращение советской власти как возвращение евреев». Правда, Никита все-таки смилостивился и предложил ей написать другую анкету без упоминания о еврейском происхождении.
Осень 1944 г., украинское отделение Народного комиссариата госбезопасности (НКГБ) отправило в ЦК КП(б)У данные «Об антисемитских проявлениях», не забыв и о «националистических проявлениях отдельных представителей еврейского населения». Комиссия ЦК признала несколько фактов антисемитизма, но отметила, что они «не отражают подлинных настроений населения». А в постановлении ЦК уже говорилось, что материалы НКГБ отражают провокационные взгляды «сионистских элементов». Вот так вот...
Затем Сталин перебросил Хрущёва в Москву. На рубеже 1940–1950-х первый секретарь Московского обкома и член Политбюро ЦК успешно участвовал в антисемитской кампании: в кадровых чистках, в репрессиях против евреев – работников Московского автозавода, которых обвинили в «еврейском национализме», и в других акциях. В сентябре 1953 г. Хрущёв "большой друг евреев" Хрущёв встал во главе страны.
Для евреев мест нет
«В начале революции у нас было много евреев в руководящих органах партии и правительства. Евреи были образованнее, может быть, революционнее, чем средний русский. После этого мы создали новые кадры... Если теперь евреи захотели бы занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы неудовольствие среди местных жителей». В этих хрущевских фразах из беседы с французскими социалистами в 1956 г. весь Хрущёв, суть его «интернационального» понимания политики.
Кадровая ситуация в коридорах союзной власти и в республиках во многом выступает лакмусом для «еврейского вопроса» в стране. При Хрущёве эти коридоры старательно зачищались от евреев. После того, как в 1957 г. выбросили из Политбюро «сталинского динозавра» Лазаря Кагановича (здесь, правда, из-за его участия в антихрущёвской «антипартийной группе»), высшее руководство страны оказалось свободным от еврейского присутствия. Старые кадры закончились, а новые не подпускались и на пушечный выстрел.
До 1957 г. продержался на посту рангом ниже Давид Райзер. В 1954–1957 гг. он был министром строительства предприятий металлургической и химической промышленности, до 1961-го – кандидатом в члены ЦК. В конце 1950-х – начале 1960-х в министрах остался один лишь Вениамин Дымшиц.
Можно еще обратить внимание на Героя Советского Союза Якова Крейзера. В 1961 г. он стал членом Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1962 г. – генералом армии, был депутатом Верховного Совета.
Никаких офштейнов и кацев
«У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывает его, подпевают империалистической пропаганде», – говорил Хрущёв. Но советские бонзы были весьма озабочены весомым процентом евреев среди работников умственного труда, намного превышавшим их процент в населении СССР. Министр культуры Екатерина Фурцева однажды на встрече с зарубежной делегацией выразила гениальную мысль партноменклатуры о том, что евреев-студентов должно быть не больше, чем евреев-шахтеров.
Секретные циркуляры ограничивали для евреев поступление в вузы, прием на работу, продвижение по службе. Власть очищала от евреев офицерский корпус армии, уменьшала количество евреев в науке (кроме областей, важных для обороны страны, где без евреев нельзя было обойтись). Многие писатели, артисты вынуждены были обзаводиться псевдонимами, иначе их не печатали, не пускали на эстраду. Вспомним, скажем, сатириков Григория Горина (Офштейна), Аркадия Арканова (Штейнбока), Романа Карцева (Каца), писателя Григория Бакланова (еще со сталинского 1952 г. «перестал называться» Фридманом) и многие другие примеры.
Процветала национально-культурная дискриминация евреев. С конца 1950-х СССР переживал очередную острую фазу борьбы с религией. Очень сильно это затронуло иудаизм, который вожди КПСС к тому же рассматривали и как почву для сионизма (израильские дипломаты контактировали с диаспорой в синагогах). Российский историк Геннадий Костырченко, специализирующийся на еврейской тематике в советской истории, отмечает: из 135 синагог, действовавших до начала антирелигиозной кампании, к финишу правления Хрущёва осталось только 90. Даже выпечку «контрреволюционной» мацы запретили. Под антирелигиозным соусом вышла книга «Иудаизм без прикрас», реанимирующая дух нацистских идеологем. Автор – некий Т. Кичко, коллаборант во время войны, а затем «специалист по иудаизму». Разразился международный скандал. Тогда власть немного отползла назад. Идеологическая комиссия ЦК вывесила в «Правде» резюме: «Автор книги и авторы предисловия неправильно интерпретировали некоторые вопросы… несколько ошибочных положений и иллюстраций могут оскорбить чувства верующих и интерпретироваться как проявление антисемитизма…».
В СССР не было школ с преподаванием идиша и иврита, соответствующих СМИ, издательств, театров. Есть свидетельства, что возрождение еврейской культуры вызывало в правительственных кругах опасения в усилении «еврейского национализма». Случались и аресты за сионизм.
Только под нажимом зарубежья, особенно американских еврейских кругов, после десятилетнего перерыва в 1959 г. снова стали выходить книги на идише: Шолом-Алейхем, Ицхок-Лейбуш Перец, Менделе Мойхер-Сфорим. В 1961 г. разрешили литературный журнал на идише «Советиш геймланд».
«Евреи, да еще и летают»
В своей книге «Волчий паспорт» поэт Евгений Евтушенко повествует, что в 1962 г. посетил во Франции всемирно известного живописца Марка Шагала, родившегося в белорусском Витебске. Шагал сказал тогда, что «хочет умереть на родине, подарив ей все принадлежавшие ему картины, лишь бы ему дали скромный домик в родном Витебске. Шагал передал мне свою монографию с таким автографом для Хрущёва: „Дорогому Никите Сергеевичу Хрущёву с любовью к нему и к нашей Родине“… Помощник Хрущёва В. С. Лебедев, никогда не слышавший фамилии Шагала, не захотел передать эту книгу шефу. „Евреи, да еще и летают…“ – раздраженно прокомментировал он репродукцию, где двое влюбленных целовались, паря под потолком…» Лебедев хорошо знал отношение Хрущёва к евреям. А тут еще и зарубежный художник, в свое время уехавший из СССР, и атаки Хрущёва на свободомыслящую интеллигенцию. Визит Шагала в СССР стал возможен уже только при Брежневе.
Вплоть до расстрелов
В начале 1960-х по стране прокатился вал громких «экономических процессов». Судили расхитителей социалистической собственности, валютчиков и других подпольных «спекулянтов», коррупционеров и т. п. По инициативе Хрущёва усилились наказания за экономические преступления – применялись сроки заключения до 15 лет и даже расстрелы. Причем порой закону давали обратную силу. Среди осужденных был большой процент евреев. По некоторым подсчетам – около половины. Ряд исследователей темы видят в этом антисемитский отпечаток. Аргументом здесь выступает и широкое освещение многих дел в СМИ со смакованием характерных еврейских имен-фамилий. В то время как о евреях – добросовестных трудягах, подвижниках – старались не говорить и уж тем более не идентифицировать их как евреев. Другие исследователи отмечают, что сложно выделить превалирующие мотивы – действительно борьба с теневой экономикой или замаскированное юдофобство? Предлагается и учитывать, что значительное количество евреев среди осужденных может быть связано с дискриминацией евреев во многих профессиях, а торговая сфера оставалась доступной и многие концентрировались там.
«Зачем выделять?»
Часто было заметно стремление не афишировать героизм евреев во время войны. Замалчивалcя гитлеровский геноцид евреев как этноса. Например, это отчетливо проявилось в ситуации с Бабьим Яром в Киеве, где массово убивали киевских евреев. Власть наотрез отказывалась установить памятник погибшим евреям, отличать расстрелянных «за национальность» от общей массы убитых в яре.
Хрущёв ругал Е. Евтушенко, сделавшего в поэме «Бабий Яр» акцент на евреев. Мол, изображается так, что жертвами фашистских злодеяний были только евреи, в то время как там погибло немало советских людей других национальностей. «Так зачем выделять, зачем порождать эту рознь?»
Автор Александр Кумбарг