С фб
Кубинско-израильская война
Даже в Израиле мало знают о том, что в ходе войны
Судного дня кубинская танковая бригада была переброшена
в Сирию на трёх советских самолетах по маршруту
Гавана — Берлин (где была пересадка) — Дамаск.
Первые 150 танкистов были отправлены в Сирию по панической просьбе сирийцев к СССР о помощи танкистами. СССР своих солдат не дал, но попросил Кастро. Тот не отказал.
Но даже при всей скорости переброски, кубинцы прибыли в Дамаск на следующий день после заключения перемирия.
Из первых 150 танкистов — 120 прибыли из Гаваны, а 30 — из СССР, Венгрии и других стран Варшавского договора, где они учились (все они были офицерами и проходили переподготовку).
Танки Т-55 и Т-54 были получены кубинцами в Дамаске
от сирийцев, как и личное оружие, боеприпасы, продовольствие и всё остальное, что необходимо солдату.
В связи с окончанием боевых действий, кубинские танкисты были оставлены у Дамаска. Постепенно первая группа была усилена до 720 или 800 человек (обе цифры озвучены были гораздо позже на Кубе — одна из уст начальника политуправления армии, другая в газете "Гранма" — органе ЦК КП Кубы, но они не так уж различаются, возможно, речь о «максимальной численности» и «средней»).
Начали кубинцы боевые действия на Голанских высотах
в марте 1974 года, участвуя в перестрелках с израильской артиллерией и танками.
В июне 1974 года, после завершения перестрелок и соглашения о прекращении огня, кубинцы отошли в тыл на переформирование.
В боях были уничтожены один израильский танк "Центурион"
и два склада горючего.
Один кубинский танк был ликвидирован противотанковым ракетным снарядом SS11.
Два танка были тяжело повреждены в боях, еще несколько получили легкие повреждения, один из них потерял гусеницу на мине, другой попал в противотанковую ловушку, был вытащен под огнём.
С октября 1973 по 8 июня 1974 года кубинский отдельный танковый полк входил в состав 7 танковой дивизии сирийской армии.
8 июня 1974 года он был выведен из состава дивизии, перешел в непосредственный резерв Генерального штаба Сирии и получил наименование отдельного 806 танкового полка,
был переведен в город Буэда.
С этого времени полк находился в резерве.
Вернулись танкисты на Кубу в январе-феврале 1975 года.
Всего кубинцы имели на вооружении в Сирии 110 танков Т-55 т Т-54 и 9 бронемашин (тип — БТР, БРДМ, БМД и т.д.), которые и участвовали в боях.
Командовал операцией генерал-майор Лепольдо Синтрас Фриас, руководил первой группой майор Лоренте.
Впервые официально Куба признала факт участия в войне с Израилем в октябре 1998 года — на 25 годовщину начала срочной переброски танкистов в Сирию.
Алексей Железнов