Author Topic: Ритуальная проституция  (Read 1985 times)

Offline Euskaldun

  • Администратор
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 28985
  • Карма: +3989/-330
    • View Profile
Ритуальная проституция
« on: 14 December 2020, 18:14:04 »
  • 0
  • 0
Как известно, в античном мире широко практиковалась ритуальная проституция. При храмах жили жрицы, с которыми проводились различные ритуалы плодородия, закрепления королевской власти и т.д. Несомненно многие из них при этом залетали. Мне стало интересно, и нигде не нашел ответ о правовом статусе детей таких жриц. Какой у них был статус в обществе, что с вопросами отцовства. Кто-нибудь сталкивался с описанием этого явления?

Offline Upliner

  • Администратор
  • Герой
  • *****
  • Posts: 4944
  • Карма: +434/-18
  • Gender: Male
  • Кис-кис-кис!
    • View Profile
    • лифчег
Re: Ритуальная проституция
« Reply #1 on: 14 December 2020, 18:46:12 »
  • 0
  • 0
Конечно же всё зависит от конкретной религии. Лодур как-то рассказывал про девадаси, но похоже, что религиозный раздел там закрыт от гугла, поэтому сейчас найти нереально. Английская вики пишет, что они просто считались жёнами божественных сущностей:
Quote
Traditionally, no stigma was attached to a Devadasi or to her children, and other members of their caste received them on terms of equality. The children of a Devadasi were considered legitimate, and Devadasis themselves were outwardly indistinguishable from married women of their own community.

Furthermore, a Devadasi was believed to be immune from widowhood and was called akhanda saubhagyavati ("woman never separated from good fortune"). Since she was wedded to a divine deity, she was supposed to be one of the especially welcome guests at weddings and was regarded as a bearer of good fortune. At weddings, people would receive a string of the tali (wedding lock) prepared by her, threaded with a few beads from her own necklace. The presence of a Devadasi on any religious occasion in the house of an upper caste member was regarded as sacred and she was treated with due respect, and was presented with gifts.
Дві найголовніші помилки українського народу -- зек і зєк.

Offline Euskaldun

  • Администратор
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 28985
  • Карма: +3989/-330
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #2 on: 14 December 2020, 19:07:56 »
  • 0
  • 0
индийская система каст немного не типична. Я сколько понял, читая Кодекс Хаммурапи, жрицы были чем-то вроде госслужащих, их наделяли землёй и у них была полная свобода распоряжаться своим имуществом, в отличие от офицерского состава, которым землю давали в условное личное пользование без права совершать какие-либо сделки с ней.

Offline bvs

  • Герой
  • *
  • Posts: 2873
  • Карма: +230/-8
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #3 on: 14 December 2020, 20:12:20 »
  • 0
  • 0
У Дьяконова что-то читал про месопотамских жриц. "Люди города Ура". Я так понимаю, это было не очень распространенное явление, в античном мире вроде не было.

Offline Euskaldun

  • Администратор
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 28985
  • Карма: +3989/-330
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #4 on: 14 December 2020, 20:20:39 »
  • 0
  • 0
Если верить Геродоту (а Геродот плохого не посоветует), все вавиловянки через это проходили. Особо не везло некрасивым, они ждали несколько лет, пока кто-то "соблазнится", а без совершённого ритуала домой нельзя было вернуться. Он, конечно, прeувеличивал, но явление было достаточно массовым, если Геродот аж всех в этом обвинил. Да и в Греции это явление было, эти все оракульши чем-то похожим промышляли. :)

Offline bvs

  • Герой
  • *
  • Posts: 2873
  • Карма: +230/-8
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #5 on: 14 December 2020, 20:32:47 »
  • 0
  • 0
Если верить Геродоту (а Геродот плохого не посоветует), все вавиловянки через это проходили. Особо не везло некрасивым, они ждали несколько лет, пока кто-то "соблазнится", а без совершённого ритуала домой нельзя было вернуться. Он, конечно, прeувеличивал, но явление было достаточно массовым, если Геродот аж всех в этом обвинил. Да и в Греции это явление было, эти все оракульши чем-то похожим промышляли. :)
Геродот думаю ошибался, в Месопотамии общество было достаточно патриархальным, чтобы жены этим занимались. Были как священные проститутки (жрицы-кадишту), так и обычные (харимту), и те и другие были незамужними.

Offline Euskaldun

  • Администратор
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 28985
  • Карма: +3989/-330
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #6 on: 14 December 2020, 20:36:02 »
  • 0
  • 0
Хотя сразу подчеркну, чисто в Вавилоне была очень резкая разница между жрицами (надитум) и шлюхами (харимтум). Т.е. хотя мы называем это "проституцией" с высоты башни 21 века, вавиловяне это видели совсем по-другому.

Offline Euskaldun

  • Администратор
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 28985
  • Карма: +3989/-330
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #7 on: 14 December 2020, 20:36:54 »
  • 0
  • 0
Геродот думаю ошибался, в Месопотамии общество было достаточно патриархальным, чтобы жены этим занимались.
Так он и не говорит о "жёнах", он говорил о "дочерях", т.е. ещё до брака



Offline bvs

  • Герой
  • *
  • Posts: 2873
  • Карма: +230/-8
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #8 on: 14 December 2020, 21:14:21 »
  • 0
  • 0
Из Дьяконова:
Spoiler: ShowHide
Quote
Кто же были эти женщины, не подлежавшие патриархальной власти? Во всяком случае, они никак не были «согрешившими» девушками, оставшимися незамужними в отцовском доме. В столь регламентированном обществе, как старовавилонское, взрослой незамужней женщине, «согрешившей» или не «согрешившей», в семейном доме места не было: если она не выходила замуж, она в зависимости от средств на приданое либо становилась блудницей‑harimtum , либо вступала в одну из категорий жриц, в обоих случаях выбывая из‑под семейной власти.
Сколь много – или сколь мало – можно почерпнуть из старовавилонских деловых текстов о женщинах, не живших под патриархальной властью, достаточно ясно из приведенных выше данных. Литературно‑религиозные тексты, за исключением аккадского «Эпоса о Гильгамеше», молчат о них или упоминают лишь названия различных жриц без подробного контекста. Тем не менее кое‑что мы можем заключить и из этих скудных источников – об их образе жизни, функциях и месте в жизни общества.
Жрицы храма мыслились как жены и наложницы бога и как служанки его божественной супруги. В больших, главных храмах разыгрывался ритуал священного брака, в котором царь или жрец и верховная жрица исполняли, иногда в соответствующих масках, роли бога и богини; не исключено, что в некоторых храмах в более поздние периоды ритуал брака разыгрывался «понарошку», как в аграрных праздниках старинной Руси или Европы. В малых храмах ритуал этот, возможно, как таковой не разыгрывался, а роль божества символически возлагалась на чужеземца или любого постороннего человека, которому жрица должна была жертвовать своею плотью на алтаре. Смысл этого обычая, как и «большого» ритуала священного брака, заключался в магическом воспроизведении акта первичного создания всего живого и обеспечения и дальнейшего продолжения жизни на Земле.
Все эти жрицы выполняли, таким образом, насущно необходимую для жизни общества функцию, и на них не распространялось в принципе никакое моральное осуждение, несмотря на то что в семье для семейных женщин господствовали суровые патриархальные обычаи. Даже Иштар‑Инана, одна из самых излюбленных и могущественных богинь, в честь которой – не в пример другим богиням – давали имена не только девочкам, но и мальчикам, в пределах небесного «города», или «общины» богов несла функцию жрицы‑блудницы. В раннединастический период царь Ура Месанепада в подтверждение своего права на власть отмечал в своей титулатуре, что он «муж (небесной) блудницы».
Ниже всей иерархии жриц стояли просто блудницы, не священные. Однако и они были под защитой Иштар‑Инаны (а в «Эпосе о Гильгамеше» защиту блудницы берет на себя сам главный бог справедливости – Шамаш‑Солнце). Вероятно, они имели свои, оберегавшие их и освящавшие их ремесло, молитвы и ритуалы. Разница между «просто» блудницей и жрицей, в определенных ситуациях приносившей в жертву свое тело, в социальном плане, вероятно, заключалась только в том, что за жрицу надо было давать приданое, которое не всякой семье (или тем более девушке, потерявшей семью) было по средствам. Впрочем, и блудница по закону (ЗХ, § 181) имела право на приданое от отца, а если не получала его – право на пожизненное пользование долей в отцовском имуществе, равной 1/3 доли каждого из братьев.
Блудницы не обязательно были обычными «уличными» (ša sūqi[m] ) женщинами; по‑видимому, нередко были случаи длительных связей молодых мужчин с блудницами, превращавшиеся в настоящие браки. (Это видно из разных источников, в том числе из речи Шамаша в защиту блудницы в «Эпосе о Гильгамеше».) Законы ЛипитЭштара, царя Иссина (§ 27), обязывают мужчину давать блуднице, родившей ему детей, обычное содержание хлебом, маслом и одеждой, как вдовой матери или как работнице. В ряде случаев блудниц времени царства Ларсы следует, скорее, сравнить с греческими гетерами, которые способны были занимать своих гостей разговорами, пением и игрой на музыкальных инструментах. Довольно многочисленные изображения танцовщиц, музыканток и певиц на терракотовых рельефчиках‑образках, несомненно, показывают блудниц, принадлежавших к культу Иштар. Вавилоно‑ассирийская лирическая поэзия, предполагающая вольные и более или менее равные отношения между юношей и девушкой, имеют в виду, надо думать, любовь к гетерам. Ведь замуж девушка, выдавалась так рано, а супружеская неверность каралась так жестоко, что на почве законных предбрачных и брачных отношений такая поэзия едва ли могла развиться (что опять‑таки напоминает Грецию).
Простая блудница или гетера всюду называлась по‑шумерски kar‑kid – «шляющаяся по рынку», по‑аккадски harimtu[m]  – «скрываемая». Что касается жриц, то их наименования и отчасти функции различались по различным городам и храмам. Можно выделить четыре‑пять главных наименований, но не всюду они значили одно и то же и даже не всюду были одинаков о распространены.
Высшим чином жрицы в культах мужских божеств было шум. fēn, аккад. ēntu[m] . Ранг ее был равен рангу верховного жреца ēn, аккад. ēnum  в культе таких богинь, как Инана‑Иштар в городе Уруке, и уступал только царскому званию. Так назывались жрицы – супруги бога Луны Нанны (Сина) в Уре, которые были всегда царевнами.
Затем следовала жрица, называвшаяся по‑шумерски nin‑dingir, но по‑аккадски тоже ēntu[m] . Так назывались жрицы‑супруги многих других важных богов.
Далее следовали жрицы, называвшиеся по‑шумерски также nin‑dingir, но по‑аккадски – ukbābtu[m]  или kubābtu[m];  наименование это, возможно, связано с именем древнейшей, еще дошумерской богини Кубабы, дожившей впоследствии до римских времен под названием Cybēlē. Функции и статус жриц ukbābtu[m]  были, по‑видимому, очень различны от города к городу. В Ашшуре на р. Тигре главный бог Ашшур имел, видимо, несколько ukbābtu[m],  так что скорее такая жрица была наложницей бога, чем его женой, но, с другой стороны, нет известий, чтобы в культе Ашшура существовала какая‑либо более высокая по званию жрица. Как обстояло дело в Уре – этого мы коснемся несколько ниже.
Жрицы nadītu[m]  (букв, «брошенная, отложенная», может быть, «лежащая в бесплодии») существовали не во всех городах. Так, в Сиппаре они были служанками супруги бога Шамаша, богини Айи, и притом затворницами, которые жили в обители; в Вавилоне, в храме бога Мардука, они выполняли какие‑то обязанности в отношении божества (может быть, те, о которых говорит Геродот, 1.181–182, 199) и могли выходить замуж, хотя, по‑видимому, им не разрешалось рожать детей. Слово nadītu[m]  передается шумерской идеограммой lukur, но шумерская lukur III тысячелетия до н. э. представляла собой, видимо, нечто иное. В Уре при III династии существовала категория lukur‑kaskal‑(l)a – «походной lukur», которая была наложницей царя‑божества. С прекращением обожествления царей эта категория жриц исчезла и не была возобновлена при обожествлении РимСина I.
Ниже стояла категория жриц шум. nu‑gig, аккад. qadištu[m]  – «посвященная», или kezertu[m]  – «носящая косу»; Иштар‑Инана была «небесной nu‑gig»; видимо, именно эти жрицы должны были отдаваться (может быть – жрецу, может быть – чужестранцу) в виде жертвы божеству. Эти жрицы существовали, несомненно, в культе различных Иштар и сходных богинь, а также, возможно, и в других культах. В некоторых из них жрице qadištu[m],  исполнившей свой священный долг, разрешалось выйти замуж. Однако только одна ступень отделяла nu‑gig – qadištu[m]  от простой блудницы harimtu[m);  в Палестине их различали ханаанеи, но считали за одно евреи; в Ниппуре, когда автор учебника Ana ittišu  говорит о герое своего рассказа, что он разошелся со своей первой женой и взял в жены qadištu[m]  – «с улицы», он вероятно, употребляет это слово как эвфемизм для блудницы harimtu[m];  эвфемизм тем более уместный, что новый брак оказывается, по рассказу, благополучным. Брак с harimtu[m],  вообще говоря, осуждался общественным мнением, и поэтому более состоятельная и благополучная harimtu[m],  вероятно, стремилась сходить у людей за qadištu[m] .
Известные мне до сих пор тексты из Ура времени царства Ларсы называют конкретно три категории жриц: ēntu[m]  – верховную жрицу бога Луны Нанны, непременно царевну и самое высокопоставленное лицо в городе; ее помощницу lukur‑èš – «домашнюю lukur»; и nin‑dingir (читай, вероятно, ukbābtu[m] ). Никаких других жриц в текстах пока не найдено. Одно божество могло иметь одновременно несколько nin‑dingir, которые, таким образом, скорее были наложницами, чем женами божества. Как мы увидим, сохранились изображения обряда того типа, который связывается, скорее, с qadištum ‑kezertum , в доме, где, по всей вероятности, жила жрица (или жрицы) nin‑dingir, ukbābtu[m]; таким образом, возможно, что под общее наименование nin‑dingir в Уре входила также и эта категория жриц.
Может быть, существовали и замужние жрицы (Нингальламасси, UET V, 187?), однако достоверно нам известно о безбрачной жрице nin‑dingir (Ликуну, UET V, 267). Таким образом, лица, официально именуемые только по матери, а не по отцу, надо полагать, могли быть детьми либо nin‑dingir, либо harimtu[m] . Как считает крупнейший шумеролог А. Фалькенштейн, в последней четверти III тысячелетия до н. э. детей от «священного брака» имели и ēntum . Мнение это оспаривалось, но, оказывается, и ēntu[m]  бога Нанны в Уре времени царства Ларсы тоже могли иметь детей. Так, на хозяйственных документах из Ларсы YOS X, № 46, 50, 51 имеется оттиск некоего Аббы, сына жрицы‑энтум  Эн‑Ан… – мы (A‑ab‑ba /DUMU En‑An‑x‑x‑ma/en dNanna), по‑видимому предшественницы ЭнАнеду, сестры ВарадСина: документы датированы 9‑м годом ВарадСина. По‑видимому, Абба был довольно высокопоставленным чиновником в столичной Ларсе. Но и люди без отцов, которые встречаются нам в архивах на «Патерностер роу», конечно, не были совсем уж париями, хотя особо высокого положения в обществе они определенно не достигали. Из них выделяется Синнада, «человек богини Инаны», занимавший, как нам представляется, чуть более высокое положение, чем другой «человек [Инаны]?», Сингамиль, сын блудницы.
Жриц, которые относились к специфическому культу Инаны Иштар, мы здесь касаться не будем; о них в книгах нашей серии, посвященной царству Ларсы, будет рассказано отдельно.
Из примерно полутора десятков женщин, упомянутых в документах архивов Ибашшиили, Имликума, Аттайи и Ададбани, нам встретились две или три несомненные nin‑dingir (Нгиринииза (?), НгемеНанна и Ликуну); также, вероятно, была жрицей nin‑dingir неизвестная дочь АнаСинлуштемика. Подобное предположение может быть верно и в отношении некоторых других женщин – например, Лалики, матери Пузур‑Нумушды, и Уммиремет, матери ЦиллиАмуррума, и в особенности в отношении Шатилии и Нарамтум; последние вряд ли были просто блудницами, поскольку Нарамтум вместе с Шатилией стоят в одном списке судей‑свидетелей с богами (U.16830, UET V, 273). Бездетная Нингальремет, жена жреца Ибашшиили, тоже, возможно, была жрицей в таком культе, который не требовал безбрачия, и то же допустимо предположить в отношении нескольких других женщин. Три или четыре женщины – почти бесспорные блудницы: мать Сингамиля; мать Наннамансума (не того, который входил в «фирму»); Бабуришат и, может быть, Дулатум, мать ЛудлулСина и Нарамтум. Часть деловых людей общины (Илиэриш, а также Аттайа и Имликум) имела какие‑то связи с храмом Нингиззиды, а в одном известном нам случае (U.16826, UET V, 150) даже воспользовалась печатью бога Нингиззиды для частной сделки. Думаю, мы не ошибемся, если сочтем, что перечисленные выше жрицы nin‑dingir, а также жрецы gudá этого дома (Ибашшиили, Илушумубаллит, АнаСинлуштемик, Наммупада) все или по большей части были служителями храма именно Нингиззиды.

Offline Euskaldun

  • Администратор
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 28985
  • Карма: +3989/-330
    • View Profile
Re: Ритуальная проституция
« Reply #9 on: 14 December 2020, 21:35:09 »
  • 0
  • 0
Спасибо, очень любопытно, только харимту - это не "скрываемая", а "отделённая". Глагол хараму значит "отделить, развестись", так что никакого морального багажа у слова харимту не было, в отличие от славянской "блудницы".