Леонид Луцкий
СОВКОДРОЧЕРЫ
(Накипело)
Уникальный жанр махровым цветом распустился на просторах русскоязычного сегмента ФБ. Люди массово вспоминают вкус и запах продуктов, высранных, простите, 50 лет назад. Если раньше ностальгия по Совку выражалась публикациями, которые начинались со слов: «Наша семья жила неплохо, отец получал фрезеровщиком 300 рублей, а мама врачом 180, да еще и бабушкина пенсия, а я студент…», то теперь сладкие воспоминания расползлись по отделам супермаркета грез.
К примеру, появляется фото бутербродов с варенкой, толстенными кусками сервелата, густым томатным соком, стаканом с солью и воткнутой ложкой на жестяном подносе под хохлому и приглашением к полемике: «Томатный сок. 10 копеек за стакан. А вместе с бутербродом в кафетерии или в буфете — вообще вкуснятина!».
Во всем мире люди берут на завтрак в отеле стакан апельсинового сока, теплый круассан да кофе, ну разве что кто-то яичницу или щепотку мюсли с фруктами и йогуртом. На твои робкие возражения пишут, что цитрусовые с утра разрушают поджелудочную, а мюсли – яд. Вот та советская варенка – это здоровое питание. И ты можешь приводить ГОСТы и ОСТы тех лет, где процент натурального мяса был минимален на фоне остальных наполнителей, хрен кто тебе поверит.
И что интересно, о той докторской дружно грезят и российские ватные патриоты и воюющие с ними насмерть украинские «ж..обандновцы» и давно живущие на Западе люди, наши израильтяне. Все дружно закрывают глаза и причмокивают. А потом громко плюют на колбасу нынешнюю.
Томатный сок за 10 копеек – наше все. Из какого гнилья его во время уборки урожая давили, знают только те, кто эти помидоры, как я, по студенческим колхозам собирал. Ложка с солью в стакане чиста, как полярный снег.
Следом вбрасывается тема советского хлеба. Самого вкусного и душистого, выплюньте этот парижский багет. Про фуражное зерно, которым торговал СССР никто слышать не хочет, о канадской пшенице, которую подмешивали чтобы что-то испечь – тоже. А вы говорите, «хруст французской булки».
Алкоголь в СССР тоже был превосходным. Весь, включая шмурдяк вроде «Бiле мiцне», «Солнцедара», «Агдама», портвейна «Три топора» и «Волжского». Кто пил «Волжское»? Я молодым и крепким поспорил на ящик коньяка и не смог протолкнуть в себя поллитровую бутылку. Осадок стал в горле.
А эти дамские кубанские крепленные вина с кучей медалей! Вспоминают девичий ликер «Шартрез» и благородный «Бенедиктин». Да они исчезли, их перестали выпускать, когда появился первый «Бейлис», яичный «Дипломат» и финские из ягод. Липкий ликер «Колхида» не выливался и прилипал к руке. В барах водку не разливали, подавали только коктейли, но если бармен был знакомым, то он, святой человек,забывал долить гадкий мятный ликер. Кто-то пробовал аперитив «Степной» с жутким орлом на этикетке? А когда в спецмаге заканчивалась водка, приходилось брать советский «Кальвадос». Я этот выхлоп до сих пор помню. А теперь расскажите мне про армянский коньяк, который Сталин якобы ящиками посылал Черчиллю.
Торты в СССР тоже были бесподобные, особенно вот этот соевый, который проходил как шоколадно-вафельный. Скромный еврейский гостинец за рубль 30. Нет, все ели только «Киевский» и «Прагу». Дома пекли «Птичье молоко».
Стоны о черной икре – отдельная песня, тысячи лайков. Мы были летом в Венгрии, купили на рынке баночку 113 граммов за 130 шекелей, багет, масло, съели в номере и забыли.
А вчера кто-то вбросил в ленту бабу на фоне погреба, забитого консервацией.
Все мое детство было перегажено этими заготовками на зиму. Сто литров томатного сока, тонны компотов, заготовки баклажан, перцев и прочих овощей, бочки солений в гараже, огромные бутыли со сбитым подсолнечным маслом, полки картошки погребе этого гаража, которую надо перебирать, бесконечные кадки варенья от черешни с лимоном до молодых орехов и лепестков роз. Сезон заготовок был бесконечен. В моей щедрой Украине клубнику сменяла черешня, и вишня, райские яблочки, груши-персики, и так до осенних помидоров и закатанных под кровати арбузов. Последний херсонский арбуз доживал до новогоднего стола. Жизнь на говно. Ожоговые отделения в период консервации были переполнены. Но все хвалят хозяйку с ее огромным подвалом банок и бутылей на фото.
Спрашиваю:
- А магазине сегодня нельзя купить это варенье?
Отвечают:
- Господи, да там сплошной сахар и химия.
А моему семейному врачу похер какой сорт варенья. Но если я не сделаю раз в три месяца анализы, меня его медсестра прибьет, а больничная касса настырными звонками оборвет телефон. Они, волки, мой номер по смене передают. Завтра пойду и сдам, мамой клянусь. И иду.
Знаете, я очень люблю готовить и писать о еде. Во французской бучерии (деликатесной мясной лавке) в махоньком городке Бон от созерцания этих паштетов, терринов в желе, ветчин со слезой, колбас, фуа гра, каплунов и пулярок, перепелок и куропаток с кроликами можно достичь оргазма. Полакомились, взяли с собой пять шесть видов от 50 до 100 граммов, съели за два дня и тоже забыли.
Но какой должна быть скучной и убогой жизнь, чтобы через 50 лет вспоминать вкус высранной колбасы.
Иллюстрацию оставил оригинальную. Как-никак 5 тысяч лайков, полторы тысячи комментариев, да сотня проклятий мне лично.
Ровесники, неужели за всю жизнь больше нечего вспомнить?