Author Topic: Железные дороги  (Read 705 times)

Offline Toman

  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 1228
  • Карма: +211/-33
    • View Profile
Железные дороги
« on: 13 December 2023, 18:55:17 »
  • 0
  • 0
Хм, а у нас тут нет отдельной темы про ж.д., оказывается.

Недавно обнаружил, что теперь есть вот такая карта, на которой можно, в частности, включить раскраску ж.д. по ширине колеи.
https://www.openrailwaymap.org/?style=gauge&lang=en

Кроме ширины колеи, есть раскраска по системам электрификации - и это также довольно вменяемо и информативно. (Хотя из-за того, что невозможно одновременно показать колею и электрификацию, местами возникают иллюзии о якобы единой сети там, где через границу электрификация одинаковая, но на разной колее).

Ещё более-менее вменяема (хотя тут, в отличие от предыдущих двух пунктов, информация гораздо менее полна) раскраска-разметка по установленным скоростям.

А вот карта "сигнализации и систем безопасности" - хотя и способна дать кое-какую информацию в основном по Зап.Европе, в общем и целом не выглядит адекватной, поскольку, во-первых, слишком западноевропоцентрична, во-вторых, попытка изображать своим цветом каждую отдельную из национальных систем АЛС/устройств безопасности (которых в каждой стране обычно по несколько штук со своими названиями, даже если некоторые из них в разных странах почти одинаковы) в масштабах всего мира, одновременно все сразу - явно провальная, такое даже в масштабах только Зап. Европы уже кажется перегруженным. И вообще по факту не показывает ничего о классических системах сигнализации/интервального регулирования, вопреки названию пункта. Для карты в мировом масштабе более адекватным было бы раскрашивать по гораздо более обобщённым понятиям уровня "телефон/телеграф/train order и т.п.", "электрожезловая система", "полуавтоматическая блокировка", "автоблокировка+train order", "автоблокировка+станции", CTC. И отдельно по АЛС и устройствам безопасности - общие функциональные уровни систем, что они они обеспечивают и на каком общем принципе работают. И то довольно сложно придумать, как такое адекватно изображать...

Offline Toman

  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 1228
  • Карма: +211/-33
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #1 on: 09 January 2024, 02:35:59 »
  • 0
  • 0
Что касается ширины колеи. Один из самых больных вопросов, подрывающих конкурентоспособность ж.д. транспорта на континентальных/субконтинентальных масштабах. И как раз на карте это видно наглядно. Конечно, кроме ширины колеи есть ещё множество параметров, мешающих взаимной совместимости разных ж.д. сетей - системы сцепок, стандарты тормозов, габариты, осевые нагрузки, применяемые системы электрификации, сигнализации, и т.д. Но ширина колеи - пожалуй, самый трудноизменяемый, самая трудноразрешимая проблема из них.

Для того, чтобы перевести участки или целые сети на другую ширину колеи, необходимо или строить дополнительные пути, для которых необходимо дополнительное пространство, или строить вообще совершенно новые линии, или временно совсем закрывать участки (с последующим появлением на новом месте мест стыкования разных колей - препятствия для перевозок), или, если ни то, ни другое неприемлемо - применять сложные, дорогостоящие многоэтапные, многолетние схемы перехода или сосуществования с использованием трёх- или четырёхниточных путей.

Альтернативным путём решения может быть использование вагонов с изменяемой шириной колеи (раздвижными колёсными парами) для всех перевозок, пересекающих границу колей.

В настоящее время наиболее из западноевропейских стран наиболее затронутыми проблемой ширины колеи ж.д. являются, видимо, Испания с Португалией, с их отличной от общеевропейской нормальной шириной колеи 1668 мм. Также в Испании и Португалии имеются ж.д. системы разного размера и назначения с шириной колеи 1000 мм, из которых одна - на севере Испании - очень велика по меркам европейских узкоколейных систем, осуществляет как пассажирские, так и разнообразные грузовые перевозки, и по крайней мере в некоторых своих частях - как минимум, в Стране Басков - допускает осевые нагрузки, близкие к допустимым осевым нагрузкам ж.д. нормальной или широкой колеи. Значительная сеть ж.д. колеи 1000 мм с пассажирским и грузовым движением имеется также в Швейцарии. Ещё сравнительно недавно крупная сеть той же метровой колеи имелась в Греции, на Пелопоннесе - однако ныне она практически полностью мертва и заброшена, вместо неё очень неспешно строится ж.д. линия нормальной колеи.

Поэтому поезда с изменяемой шириной колеи в Европе применяются фактически на стыках испанской колеи и швейцарской узкоколейной сети с общеевропейской сетью нормальной колеи. Причём это касается только моторвагонного пассажирского подвижного состава и некоторых несамоходных пассажирских составов постоянного формирования, причём используются несколько разных фирменных несовместимых между собой систем смены ширины колеи на ходу. Т.е. ни классические пассажирские вагоны, ни, самое главное, грузовые вагоны фактически не используют технологий смены ширины колеи.

Offline Bhudh

  • Дважды герой
  • **
  • Posts: 5359
  • Карма: +1961/-152
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #2 on: 09 January 2024, 02:44:09 »
  • 0
  • 0
Toman, как Вам этот канал?
Jestem dokładny i dociekliwy. (Wg Pinii.)
Всё, что нужно для торжества зла — это бездействие добрых людей. Поэтому бездействовать не надо. Алексей Навальный

Offline Toman

  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 1228
  • Карма: +211/-33
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #3 on: 09 January 2024, 03:58:29 »
  • 0
  • 0
Toman, как Вам этот канал?
Ну не знаю, раньше не видел, вроде тут в основном всякие американские метро, плюс всякие разные трамваи, и совсем немного чего-то ещё разного...

Offline Toman

  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 1228
  • Карма: +211/-33
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #4 on: 09 January 2024, 07:00:42 »
  • 0
  • 0
При этом, насколько я понимаю, как раз почти по всем остальным параметрам, кроме колеи, расхождений между испанскими ширококолейными дорогами и общеевропейской сетью нормальной колеи нет. Сцепка одинаковой системы - винтовая стяжка с боковыми буферами, конструкция вагонов вроде унифицирована и т.д. Разница между 1435 и 1668 мм как близка к минимуму, который, однако, уже позволяет делать совмещённый трёхниточный путь из обычных рельсов (вообще трёхниточный делают даже из 1435 и 1600 - в Австралии - но это уже совсем минимум и несколько геморнее по конструкции). Трёхниточным путём можно делать не только перегоны, но и станции, целиком или частично. Да, конечно, трёхниточный стрелочный перевод сложнее и дороже обычного, ему требуются три крестовины, причём разные - но тем не менее, это ещё вполне реалистичное решение, и оно довольно применяется во многих странах на постоянной основе при сосуществовании двух колей - Бангладеш, Вьетнам, Бразилия, Швейцария, Испания, Греция (в прошлом), Австралия... И у Испании и Португалии есть возможность продолжать идти этим путём для более-менее постепенного перехода на 1435 мм после обеспечения почти повсеместного присутствия этой колеи параллельно с традиционной.

Гораздо хуже в этом отношении сочетание колей 1435 и 1524 мм, характерное для всех границ постсоветского пространства, Финляндии и Монголии. Их разница слишком мала для трёхниточного пути - причём не только из обычных рельсов, но и вообще никаким образом, т.к. в этой разнице (89 мм) не помещаются головка рельса (современные 70-75 мм, или даже совсем узкие по нынешним временам старомодные 55-60 мм) плюс минимально необходимый жёлоб для свободного размещения гребня (около 60 мм или более). Совмещённый путь возможен только в виде четырёхниточного пути, который и сам по себе требует больше места, создаёт ещё большее смещение осей двух колей, но, самое главное, практически неприемлем в массовом порядке на станциях из-за чудовищно огромного количества крестовин в стрелочных переводах - по 6 штук на обыкновенный стрелочный перевод. Так что в тех местах, где нужно сочетать эти колеи, даже если на перегонах путь можно сделать совмещённым четырёхниточным, на станциях приходится этот совмещённый путь разводить на компоненты, и путевое развитие выполнять по большей части по отдельности для каждой колеи. Что, конечно, требует при прочих равных намного больше места для таких станций, заставляет дублировать многие устройства, и т.д.

Offline Toman

  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 1228
  • Карма: +211/-33
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #5 on: 13 January 2024, 06:16:59 »
  • 0
  • 0
...Что же касается нынешней ситуации - некоторое время назад я встречал где-то в инете недавние (по крайней мере, уже периода полномасштабной войны) предложения о прокладке по территории Польши новой линии колеи 1520(1524)мм для соединения сетей Украины и Литвы (а значит, в принципе, через Литву - и Латвии, и Эстонии) в обход Беларуси...
Конечно, дело это, видимо, небыстрое в любом случае, и, ввиду непредсказуемости международной политической обстановки, трудно сказать, сохранится ли  настолько насущная необходимость в наличии такой линии к тому времени, когда и если она будет построена.

Offline DarkMax

  • Жестянщик
  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 2276
  • Карма: +443/-8
  • Gender: Male
  • UeArtemis
    • View Profile
    • Наша писемність
Re: Железные дороги
« Reply #6 on: 08 February 2024, 14:23:02 »
  • 0
  • 0
...Что же касается нынешней ситуации - некоторое время назад я встречал где-то в инете недавние (по крайней мере, уже периода полномасштабной войны) предложения о прокладке по территории Польши новой линии колеи 1520(1524)мм для соединения сетей Украины и Литвы (а значит, в принципе, через Литву - и Латвии, и Эстонии) в обход Беларуси...
Конечно, дело это, видимо, небыстрое в любом случае, и, ввиду непредсказуемости международной политической обстановки, трудно сказать, сохранится ли  настолько насущная необходимость в наличии такой линии к тому времени, когда и если она будет построена.
Вроде ж наоборот строят узкоколейку в страны Балтии.
Tej wojny nikt za nas nie wygra! © Wiedźmin III
Коли зчинять лемент: "Хто ж знав?!" — відповімо: "Ми".

Offline Сергей

  • Дважды герой
  • **
  • Posts: 8138
  • Карма: +1040/-35
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #7 on: 08 February 2024, 18:52:04 »
  • 0
  • 0
На Rail Baltic будет стандартная европейская колея.

Offline Toman

  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 1228
  • Карма: +211/-33
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #8 on: 24 February 2024, 03:31:54 »
  • 0
  • 0
Вроде ж наоборот строят узкоколейку в страны Балтии.
Одно другому не мешает. (И да, называть стандартную колею узкой - как-то странно: узкими по определению считаются колеи уже стандартной). И странам Балтии неплохо иметь прямую ж.д. связь со всей западноевропейской сетью, и Украине - связь своей ж.д. сети с балтийскими портами и вообще странами Балтии в обход Беларуси и России.

Offline Toman

  • Ветеран
  • *****
  • Posts: 1228
  • Карма: +211/-33
    • View Profile
Re: Железные дороги
« Reply #9 on: 24 February 2024, 03:40:17 »
  • 0
  • 0
На Rail Baltic будет стандартная европейская колея.
До Каунаса уже есть - в виде пути европейской (стандартной) колеи, расположенного по соседству вдоль пути широкой (пятифутовой) колеи, что можно видеть на карте по ссылке из верхнего сообщения. А также на Ютюбе можно видеть видео от литовских любителей ж.д. с грузовыми поездами европейской колеи.