Языковая политика

Лингвистические обсуждения => Семитские языки => Topic started by: Juuurgen on 06 February 2023, 19:20:51

Title: Дагеш в слове רבי
Post by: Juuurgen on 06 February 2023, 19:20:51
רַבִּי - wiktionary пишет, что это слово от רַב господин с притяж. суффиксом, но тогда абсолютно непонятно, откуда берется дагеш  ???
"краткий" патах в основной форме слова намекает на то, что слог должен остаться закрытым при присоединении окончаний, начинающихся на гласную
удвоенный бэт - bb
поэтому rav ⭢ *rabbi ⭢ rabi в современном произношении
Title: Re: Дагеш в слове רבי
Post by: Euskaldun on 06 February 2023, 21:03:25
"краткий" патах в основной форме слова намекает на то, что слог должен остаться закрытым при присоединении окончаний, начинающихся на гласную
удвоенный бэт - bb
поэтому rav ⭢ *rabbi ⭢ rabi в современном произношении
это не очень логично, в слове אֵם этимологическая закрытость слога не помешала ни появлению цере, которая потом успешно сокращается до хирика и восстанавливается этимологически долгая согласная в склоняемых формах, например > אִמִּי. Я сначала тоже так думал, и даже арабское rabb вспомнил, но потом понял, что это все - туфта. Корень в этом слове не rbb, a *rby, что прекрасно показывает аккадский, с его rabûm, rabîm, rabiam.

Я чем больше думаю, плюс, то что слова в собственно Библии нет, а только в более поздних писаниях - я думаю это - заимствование из арамейского, которое было вторично сближено с родным когнатом רַב. Именно у арамеев была любовь к удвоению согласных на ровном месте, вроде אַבָּא против еврейского אָב
Title: Re: Дагеш в слове רבי
Post by: Juuurgen on 06 February 2023, 22:40:50
это не очень логично, в слове אֵם этимологическая закрытость слога не помешала ни появлению цере, которая потом успешно сокращается до хирика и восстанавливается этимологически долгая согласная в склоняемых формах, например > אִמִּי. Я сначала тоже так думал, и даже арабское rabb вспомнил, но потом понял, что это все - туфта. Корень в этом слове не rbb, a *rby, что прекрасно показывает аккадский, с его rabûm, rabîm, rabiam.
вообще не важно, какой там корень
ravi с патахом просто не может быть из-за ограничений на структуру слога (либо rabbî, либо râbî, третьего не дано)
Title: Re: Дагеш в слове רבי
Post by: Euskaldun on 06 February 2023, 22:47:49
вообще не важно, какой там корень
ravi с патахом просто не может быть из-за ограничений на структуру слога (либо rabbî, либо râbî, третьего не дано)
т.е. предударный слог может быть только тяжелым? а как же слова типа שופטים?
Title: Re: Дагеш в слове רבי
Post by: Juuurgen on 07 February 2023, 00:45:16
т.е. предударный слог может быть только тяжелым? а как же слова типа שופטים?
šô-fə-tîm (шофтим - современное произношение)

тут שווא נע (подвижный шва)

при царе горохе в первом слоге и вместо выпавшего гласного было ə
современное произношение плюет на эти правила
Title: Re: Дагеш в слове רבי
Post by: Juuurgen on 07 February 2023, 00:49:38
т.е. предударный слог может быть только тяжелым?
вообще по общему правилу в принципе любой безударный либо тяжелый (но не сверхтяжелый или как это правильно назвать), либо с редуцированным)

можно
- CVC
- CVV
- Cə

нельзя
- CV
- CVVC

всякие гортанные согласные могут это правило нарушать (особенно хэт) и позволять в слове безударный CV
Title: Re: Дагеш в слове רבי
Post by: Euskaldun on 09 February 2023, 10:49:21
Очень интересно, такая информация еще не попадалась. Надо будет внимательно покурить статью Неbrew в Ancient World Languages