Show Posts

This section allows you to view all posts made by this member. Note that you can only see posts made in areas you currently have access to.


Messages - fantast

Pages: 1 ... 168 169 [170] 171
2536
По сабжу же я ныне больше склоняюсь к лингвогеографической методологии при классифицировании. Хотя на генеалогию с типологией, конечно, тоже надо внимание обращать.
  • 0
  • 0

2537
А єто разве много?
А в живом татарском вы думаете намного больше? В пассиве татарского языка - весь арабский язык, если что, т.к. еще относительно недавно арабские эквиваленты были престижнее собственно тюркских. Но это, конечно же, не означает того, что, н-р, в татарских произведениях советского времени вы обнаружите сколь-либо  значительное количество арабо-фарсизмов.
  • 0
  • 0

2538
Татары сохранили религию...
Данные этнографии казанских татар убедительно показывают, что до исповедования современного магометанства ханафитского толка их религиозные верования не отличались от чувашских дохристианских.
  • 0
  • 0

2539
В татарском много всяческих арабо-персизмов. В чувашском их количество следовое.
Што? Вы издеваетесь? М.Р. Романов в свое время насчитал около 250 арабских и персидских основ. С учетом производных число арабо-фарсизмов намного больше.
В отличие от сохраняющих "книжный" облик фонетически неадаптированных арабо-фарсизмов татарского языка большинство чувашских являются староадаптированными, прошедшими через старые  фонетические изменения.
Вы, наверное, не в курсе, что в казанском татарском даже приветствие салам алейкум до сих пор еще не прижилось и практически не используется? 
  • 0
  • 0

2540
При чём тут Жендосо aka fantast? Чувашский реально является единственным сохранившимся тюркским булгарским языком. А что тататары претендуют на булгарское культурное наследие — так это действительно фаллометрия, сродни претензий правителей улуса Джучи на культурное наследие Киевской Руси :)
Не все так однозначно. В свете собранных краеведами данных, лично я (как и многие наши диванные исследователи) уже не сомневаюсь в чувашском этническом прошлом казанских татар. Поэтому считаю, что претендуют вполне обоснованно.
  • 0
  • 0

2541
Вы издеваетесь? Какое хорошее начало темы было, и надо же было все свести к чувашесрачу.Ща я вам его устрою  :lol:
  • 0
  • 0

2542
Просодия не столь интересует как, н-р, варианты допустимого абсолютного начала или конца корня, как гласного  так и согласного. И здесь уже найти что-то нелегко, т.к. большинство уверено, что вопрос не интересен, т.к. все данные на поверхности.
  • 0
  • 0

2543
Просто работ по ней очень мало (
  • 0
  • 0

2544
Тюркология стало скучной. Новых интересных работ практически нет. Почти все фонетические соответствия, как межъязыковые, так диахронические давно выявлены. А т.к. абсолютное большинство тюркологов ничего, кроме как младограмматойобствовать не умеют, то заняться им, кроме как выявлением редких аллофонов, переливаний из пустое в порожнее и натягиваний на алтаистские глобусы всего, что севернее китайского языка, типа нечем. Хотя есть такой увлекательный, но мало кому интересный доселе раздел, как фонотактика.
Вот.
  • 0
  • 0

2545
Ряд не тот.  Монг. urus-    -  это не метатеза ли от *usur-  < usun "вода" + -r- ?
  • 0
  • 0

2546
Я имел в виду, что *örsen первоначальная форма, а *örs (откуда якут. өрүс) — производная.
Возможно, ничего не могу сказать. Элизия конечного -n  - это типичная черта халха-монгольского, но в монгольском не нашел слова, подходящего на роль источника для якутского  :dunno:
  • 0
  • 0

2547
Также для «навоза» можно предполагать *ters ~ *tersek.
Да. Кстати, тоже иранизм, со значением "изнанка, внутренности", культурная замена грубому говно )
  • 0
  • 0

2548
Воможно, наряду с *örs существовала форма *örsen (судя по чувашскому и туркменскому рефлексам). Также для «навоза» можно предполагать *ters ~ *tersek.
Для *örsen нет никакой словобразовательной модели - конечного кластера -rs в пратюркском не было (можете не искать - искато уже), как и имен на -sen. Но при все этом чувашская и стандартнотюркская формы указывают на праформу типа *wörsän, которое, судя по облику, является заимствованием. Опять же предположу индоевропейский источник с корнем u̯ers- "дождь"

Чув. васан (вазан), неглубокое, отлогое, сухое русло, по которому в дождь и весною течет вода. N. Васансем юха пуçларĕç. Емельк. Васансем юхаççĕ (об углублении, где вода течет весною или после дождя).
  • 1
  • 0

2549
Чув. васан «ложбина», туркмен. өзен «сердцевина, стержень», якут. өрүс «река» предполагают  *örs (см. О. Мудрак «Развитие пратюркской системы фонем»). Поэтому, вероятно, ближе к тюркским халха урсгал «течь».
Проблема мудраковской интерпретации в том, что в тюркских нет аффикса имен вида -Vs, и нет признаков того, что он существовал в пратюркском. Практически все ныне существующие имена  с конечным кластером -r(V)s - заимствования (барс, русский, верный и др.). Сохранение кластера говорит о позднем заимствовании.  Тот же барс, похоже, персидский, как и dürüs(t). Кстати, очень похоже, что в стандартных тюркских разговорная форма *dürs закономерно развилась в düz. 
Чувашский иногда сохраняет кластер разбивая его узким, но только на конце слов: тĕрĕс "правильный", тирĕс "навоз", однако в тĕсет-  "поправлять", тислĕк "навоз" -rs- закономерно > -s-.
При этом и в чувашском все подобные слова с конечным -rVs   - заимствования, включая харăс "все вместе дружно" (<перс. här "каждый, всякий" + -si)
То есть, я совершенно уверен, что Мудрак ошибается насчет формы *örs - она попросту невозможна по фонотактике пратюркского. К тому же (факультативно, не совсем аргумент, но...) , не один я предполагаю, что пратюркская "река" - тохаризм 
  • 1
  • 0

2550
Кстати и к слову, пратюркское *wöŕ "река" не заимствовано ли из тохарского A wär "вода, река"?
  • 1
  • 0

Pages: 1 ... 168 169 [170] 171