Языковая политика

Прочее => Флуд => Topic started by: I. G. on 10 August 2022, 21:38:13

Title: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 21:38:13
"То же самое про дельфинов и птиц. Вообще, говоря про птиц, первые на ум приходят врановые".
Немного не так, есть птицы с "запрограммированной" песней, а есть "обучаемые" мотивам для привлечения самки в коллективе.
Ну не забываем и идею, воспетую Н. Хомским, что есть некие глубинные структуры и у человека.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 21:48:47
"Способность издавать сложные звуки, несомненно, была у сапиенсов давно. Но из этого вовсе не следует, что они обладали языком в современном понимании. Глоттохронология не позволяет заглянуть глубже десятка тысяч лет для любой языковой семьи, нет никаких достоверных признаков существования языка раньше этого времени. Поэтому, до получения таких данных следует предполагать, что большую часть истории человечество было немым, пока не изобрели язык/языки".
Способность издавать звуки, свойственные человеческой речи, определяют не по глоттохронологии, а по строению черепа (подъязычная кость, слуховые косточки).
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: Владимир on 10 August 2022, 21:52:14
Способность издавать звуки, свойственные человеческой речи, определяют не по глоттохронологии, а по строению черепа.
По подъязычной и ушным косточкам.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 21:52:53
По подъязычной и ушным косточкам.
Да, чуть раньше отредактировала, на десяток секунд.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 21:55:46
"Не исключено, что как раз потому, что язык был изобретен около десятка тысяч лет назад, невозможно создать методы реконструкции глубже этого периода. Это предположение логичнее вашего. Язык - это очень сложная и цельная система, чтобы изобретаться на раз. Шимпанзе, н-р,  миллионы лет вполне себе обходятся второй сигнальной из примерно 300 знаков, но их система не является языком".
Намного раньше, "ненужная" антропология далеко продвинулась.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: fantast on 10 August 2022, 22:00:54
Намного раньше, "ненужная" антропология далеко продвинулась.
Археология не подтверждает. Умение издавать сложные звуки само по себе ни о чем не говорит
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 22:11:40
Археология не подтверждает. Умение издавать сложные звуки само по себе ни о чем не говорит
Строение речевого аппарата (включая органы дыхания) человека само по себе не дает преимуществ, если нет речи, а может быть даже вредным в некоторых случаях. Нечто неполезное было бы отсеяно эволюцией.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: fantast on 10 August 2022, 22:26:28
Строение речевого аппарата (включая органы дыхания) человека само по себе не дает преимуществ, если нет речи, а может быть даже вредным в некоторых случаях. Нечто неполезное было бы отсеяно эволюцией.
Я умею квакать, рычать, хрюкать, свистеть, урчать, мурчать и т.д. и т.п. Значит ли это, что я буду отсеян эволюцией?  :'(
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 22:27:29
Я умею квакать, рычать, хрюкать, свистеть, урчать, мурчать и т.д. и т.п. Значит ли это, что я буду отсеян эволюцией?  :'(
Если бы у Вас было какое-то неполезное и даже вредное свойство, то, вероятнее всего, эволюция бы Вас отсеяла.
Чем вредит кваканье?
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: bvs on 10 August 2022, 22:30:15
Строение речевого аппарата (включая органы дыхания) человека само по себе не дает преимуществ, если нет речи
Дает преимущество в том, что человек может очень умело подражать голосу разных животных - это полезно в охоте. Насколько знаю обезьяны этого не умеют (но умеют например попугаи, хотя им вроде ни к чему).
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: fantast on 10 August 2022, 22:30:51
Если бы у Вас было какое-то неполезное и даже вредное свойство, то, вероятнее всего, эволюция бы Вас отсеяла.
Чем вредит кваканье?
Не знаю, просто вы меня напугали эволюцией. Но, как оптимист, верю, что кваки будут неотъемлемыми частями языков будущего, иначе зачем бы природе создавать меня умеющим квакать, но не использующим сей драгоценный дар.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 22:33:15
Не знаю, просто вы меня напугали эволюцией. Но, как оптимист, верю, что кваки будут неотъемлемыми частями языков будущего, иначе зачем бы природе создавать меня умеющим квакать, но не использующим сей драгоценный дар.
Сейчас она не работает.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: fantast on 10 August 2022, 22:36:34
Дает преимущество в том, что человек может очень умело подражать голосу разных животных - это полезно в охоте.
Кста, я сегодня получил охотничий билет. Могу ходить охотиться на жаб, запудривая им мозжечки кваканьем.
Spoiler: ShowHide
(https://i.ibb.co/SxSGwdW/image.jpg)
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: fantast on 10 August 2022, 22:37:10
Сейчас она не работает.
Кто? Эволюция?
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 22:38:36
Кто? Эволюция?
Я как-то беседовала с женщиной 30-х гг. рождения, ее мама родила 20 детей. Выжила старшая сестра (одна из первых) и вот этот девятнадцатый ребенок - моя собеседница. Обе выживших прожили более 80 лет.
А сейчас где естественный отбор?
Имелось в виду, что эволюция у человека не работает так, как происходит это у животных.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 10 August 2022, 22:58:10
Кстати, индейцы, похоже, подтвержают поздний общечеловеческий глоттогенез - несмотря на то, что их предки пришли из Азии около 25-30 тыс.лет тому, убедительных фактов родства их языков с азиатскими нет.

Потому что за 25 тысяч лет при отсутствии памятников никакие факты не сохраняются. КО.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: Владимир on 11 August 2022, 00:49:22
Провести границу между рисунком и письменностью порой бывает весьма сложно :)
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 11 August 2022, 00:50:05
Провести границу между рисунком и письменностью порой бывает весьма сложно :)
Предписьменностью и письменностью.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 11 August 2022, 00:51:41
Рисунки, мне кажется, более отделимы.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: Владимир on 11 August 2022, 01:00:00
Рисунки, мне кажется, более отделимы.
Наверно. Хотя глядя на какую-нибудь «палетку городов», сразу сказать, что это предписьменность не так просто.
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: I. G. on 11 August 2022, 01:04:35
Не только имена. Они понимают, когда их зовут есть.
То даже я понимаю.  :D
Title: Re: Фрикотема про язык
Post by: Bhudh on 11 August 2022, 01:59:51
Провести границу между рисунком и письменностью порой бывает весьма сложно :)
Quote from: http://www.vixri.ru/d/a_arxi/Dorogami%20tysjacheletij.pdf
Известный европейский этнограф П. Липтон вовсе не думал открывать новую письменность. Его интересовали быт и нравы африканских народов. С этой целью он и путешествовал по Южной Африке в начале нашего столетия.
Но случилось непредвиденное.
П. Липтон находился в селении басуто. Каждого европейца поражали нарядные пестрые самобытные басутские жилища. Они не были похожи ни на круглые сооружения из прутьев и травы — хижины зулусов, ни на желтые глиняные домики бечуанов, ни на изящные коттеджи буров…
Все стены басутских домов были изукрашены замысловатым орнаментом, расписаны яркими красками. Путешественников удивляло, что хозяйки постоянно подновляли рисунки на домах. Поэтому нигде нельзя было заметить потускневшую линию или облупившуюся краску. Поражало, что басутский орнамент не повторяется: каждый дом имел свои узоры, свой облик.
Но П. Липтона интересовало другое — родственные связи в племени: как басуто называют своих дядей, теток, племянников, какие здесь правила бракосочетания и тому подобное.
С этой целью он и ходил из хижины в хижину, затевая длинные, иногда бесплодные разговоры. Суеверных жителей настораживал интерес белого к их родственным связям. Но в одном доме ему повезло. Правда, глава семьи, важно помалкивая, курил трубку, но первая жена оказалась словоохотливой и доверчивой. Она давала ученому пространные объяснения. Здесь же, у порога, толпились младшие жены, внимательно прислушиваясь к разговору.
Первая жена, указывая то на одну, то на другую женщину, говорила:
— Сын вот этой жены родился на четыре дня раньше, чем сын той жены, и первый называет второго мальчика «цколи», а тот его «ксвана», потому что первый старше…
— Неправда, — горячо возразила одна из младших жен. — Как раз наоборот… Мой сын старше!
Неожиданно разгорелся спор. В него вмешался даже молчаливый хозяин. Без лишних слов он, к большому удивлению ученого, повел всех во двор и стал водить пальцем по линиям орнамента на стене, время от времени о чем-то деловито переговариваясь с первой женой. Наконец глава семьи пристукнул пальцем по одному из изгибов росписи:
— Да, у нее старше! — и авторитетно показал на женщину, которая начала спор.
Этнограф стоял ошеломленный: перед ним на стенах жилья предстала своеобразная письменность басуто… Вот почему хозяйки регулярно обновляли рисунки: домашние летописцы вносили новую «информацию» в замысловатый рисунок на стене! Вот почему на каждом доме свой орнамент: стена — семейный архив!
П. Липтон принялся расспрашивать, срисовывать, восхищаться… Поначалу хозяева не поняли, чем так изумлен белый. Потом удивились, что ученый не знает такого «понятного» и «обычного» для них письма. И хозяин принялся растолковывать. Каждая деталь орнамента имеет определенный смысл, это как бы целое предложение. «Родился сын» — и далее обозначено число, месяц, год. «Произвел закупку скота» — и указано когда, у кого и за сколько. «Уплачен налог…», «Приехал в селение белый…», «Произошел пожар…», «У брата умерла старшая дочь…», «Переизбрали вождя…», «Три дня лили дожди, шел град»…
Хозяин «читал», и перед ученым раскрывалась панорама жизни басутского села.
П. Липтон не был языковедом. Но в одном из научных журналов он опубликовал сообщение об удивительном письме басуто. Этим этнограф обращал внимание ученых-лингвистов на необходимость срочного изучения своеобразной письменности.
К сожалению, статью П. Липтона языковеды заметили не сразу. На нее обратили внимание лишь спустя многие десятилетия, в наши дни. В названное когда-то П. Липтоном селение Южной Африки отправились специалисты. Но увы! Ученых ждало горькое разочарование.
Дома басуто по-прежнему красиво разрисованы, но орнамент уже унифицировали. Ведь где-то в начале столетия, вскоре после поездки П. Липтона в Южную Африку, басуто создали буквенную письменность сисуто (на основе латинской). Открылись школы, где начали изучать и новую письменность, и английский язык.
В Лесото, государстве басуто, все необходимые записи давно уже делают на сисуто и по-английски. Народ басуто считается наиболее грамотным в Южной Африке. А орнаментальное письмо? Оно… забыто «за ненадобностью». Даже семидесятилетние старики ничем не могут помочь: они учились на английском и на сисуто… Письмо отцов — довольно сложное и громоздкое, непрактичное в век авторучек, пишущих машинок, линотипов — они, будучи детьми, даже не брались перенимать…
И теперь жители селений басуто, строя новые жилища, копируют орнамент своих дедов и прадедов. Попросту срисовывают архив предков, не понимая его и, конечно, во многом упрощая.
Так всего за семьдесят лет была забыта оригинальная письменность. Утрачены важные страницы истории человечества. Исчезла целая эпоха из жизни народа… Утерян целый мир.
Удастся ли кому-нибудь дешифровать орнамент басуто, «оживить» его? Заставить «заговорить» эти прекрасные рисунки, лишенные пока для нас смысла и значения?
Энтузиасты найдутся. Должны найтись, чтобы вернуть народу его историю, его прошлое, его биографию. Ведь без орнаментального письма басуто мировая культура будет выглядеть как-то беднее. Как букет без хорошего цветка.
Не может человек быть бесконечно бессильным перед загадкой истории, к тому же недавней. А найдя ключ к расшифровке орнаментальной письменности басуто, мы, возможно, отыщем ключи к познанию других загадочных письменностей, знаков, орнаментов.