Лингвистические обсуждения > Литовский

Духи местности

(1/1)

cetsalcoatle:
У балтов есть всякие там домовые, лешии, водяные и т.д.?

Владимир:

--- Quote from: cetsalcoatle on 22 March 2024, 00:04:18 ---У балтов есть всякие там домовые, лешии, водяные и т.д.?

--- End quote ---
Ну, разумеется. Балтийский регион был одним из последних в Европе, подвергшихся христианианизации, поэтому там сохранилились разные Каукасы и Дейвы.

cetsalcoatle:
Славянских лешего и водяного на wiki перевели на литовский как miškinis и vandenis, т.е. буквально как "лесной" и "водяной" как я понял? :what?
Т.е. не *lešijas и не *vodianojas, а именно калькировали, но при этом подчеркнули, что это именно духи славянской мифологии.
Вот это меня и смутило, было бы странно если бы те же самые духи в литовском назывались по-другому.
К тому же зачем в литовской мифологии леший, когда есть целая богиня лесов Medeina (от medis "дерево").
Упоминание про водяного не нашёл, зато отдельно есть ežerinis (озёрный), и upinis (речной), но это немного другая парадигма, потому что:

--- Quote ---Upinis – senovės lietuvių upių dievas.

--- End quote ---

Т.е. как я понял у литовских духов местности был статус богов, а у славянских духов именно статус духов.

Интересно, что первично: водяной, который потом разделился на всяких озёрных, речных, болотных и т.д. или наоборот это синкретических образ нескольких духов? ???

Получается в прошлом леший и водяной имели у славян статус божества, но в дальнейшем культ утратился и сохранился в виде рудимента?

Хотя мне кажется здесь нет смысла проводить какую-либо грань т.к. здесь персонификация природы с последующей её антропоморфизацией.
Конечно домовым никто жертвы не приносил (хотя не факт), но свой культ у них тоже имелся и отчасти сохраняется до сих пор.

Navigation

[0] Message Index

Go to full version