ТВОРЧЕСКИЕ ТРОЛЛИ
Многие, вероятно, привыкли считать, что речевое поведение платных интернет-троллей характеризует бесконечное повторение одних и тех же сообщений. Наблюдения и анализ между тем показывают, что все несколько сложнее.
В чем особенность коммуникативной ситуации тролля? Ему необходимо проплыть между Половциллой и Печенибдой: с одной стороны, передать ограниченное число оплаченных идей как можно большее количество раз, с другой стороны, сделать это таким образом, чтобы как можно дольше оставаться не раскрытым в качестве тролля.
К каким последствиям приводит соединение двух этих факторов в плане лексической дистрибуции? Очевидно, к изменению привычной сочетаемости слов. Небольшое количество целевых лексем повторяются снова и снова, но каждый раз в разных контекстах.
Так, например, сейчас в российских социальных сетях идет кампания по спасению рейтинга президента, организованная в виде псевдоновостей продажных СМИ. Новости все как будто разные, но в действительности новость одна — президент не щадит себя, работая на наше общее благо. Понятно, что просто сообщать об этом изумленным россиянам миллион раз на дню — не вариант. Поэтому приходится все время выдумывать какие-то новые свершения, обязательно упоминая каждый раз самого свершителя.
Таким образом контекстная сочетаемость слова «президент» раздувается непропорционально. Теоретически оно способно оказаться по соседству с любым другим словом — хоть «сифилис», хоть «нейросеть». При этом привычные общеязыковые контекстные связи слов размываются.
Чтобы проиллюстрировать это на доступном материале, мы сделали две случайных выборки твитов: в одну вошли российские тролли, пытавшиеся повлиять на результаты последних американских выборов и идентифицированные в качестве таковых; в другую — американские конгрессмены.
Синими точками на обеих схемах обозначены повторяющиеся слова в твитах; соединяющими их серыми линиями — повторяющиеся пары слов. Простое визуальное впечатление свидетельствует: тролли избегают шаблонных конструкций. Весьма контринтуитивно.