Языковая политика
Страны мира => Казахстан => Topic started by: DarkMax on 02 October 2020, 10:07:16
-
Український переклад статті про казахський Голодомор (https://bitter-onion.livejournal.com/3681785.html).
Яка сучасна політика пам'яті Казахстану стосовно цієї історичної події?
Я бачив фотографії монументів, але яке медійне забезпечення пам'яті про голод? Що в освіті, що в ЗМІ, чи бувають якісь публічні заходи?
-
Український переклад статті про казахський Голодомор (https://bitter-onion.livejournal.com/3681785.html).
Яка сучасна політика пам'яті Казахстану стосовно цієї історичної події?
Я бачив фотографії монументів, але яке медійне забезпечення пам'яті про голод? Що в освіті, що в ЗМІ, чи бувають якісь публічні заходи?
Фактически государство старается эту тему не поднимать. Раньше, на рубеже 90-х и нулевых, много говорили, тогда этот вопрос был в гораздо меньшей степени политизирован. Нам рассказывали в университете про 20-40% умерших от голода от всех казахов, живших на территории КазАССР. Где-то видел работы историков из 90-х, там были обоснования этих цифр. Неточность и проблема с подсчётом заключается в том, что между последней переписью населения был лаг 6-7 лет, и довольно много людей откочевало в Монголию и Китай, сколько их было точно, никто не знает, есть только оценочные суждения.
С одной стороны, на эту информацию у социума есть вопрос, а с другой стороны, наши чиновники, видимо, боятся реакции российской стороны, которая подобную информацию воспринимает как "наведение тени на плетень". Недавно вышел фильм, выпущенный, по заявлению его создателей, на спонсорские деньги, правда, в рекламе фильма была заявлена цифра "до 70%" погибших. Где они взяли эту цифру, я не знаю. Государство устраняется от модерации в данной ситуации и, на мой взгляд, поступает неправильно. Это история, она нуждается в трезвом, и, по возможности, беспристрастном подходе, взяли бы, при государственном участии выпустили фильм или книгу, хотя бы по тем материалам, которые в 90-е были опубликованы, чтобы поставить точку на спекуляциях.
-
Неточность и проблема с подсчётом заключается в том, что между последней переписью населения был лаг 6-7 лет, и довольно много людей откочевало в Монголию и Китай, сколько их было точно, никто не знает, есть только оценочные суждения.
Ого, как интересно, никогда об этом не слышал! :o А они кочевали просто спасаясь от голода или по политическим причинам?
-
Кстати, в начале шестидесятых сотни тысяч казахов и уйгур вернулись в СССР от достижений народного строя Китая.
-
Ого, как интересно, никогда об этом не слышал! :o А они кочевали просто спасаясь от голода или по политическим причинам?
По обеим причинам. Но учитывая то, что большей частью за пределы СССР уходили жители сопредельных территорий, есть основания предполагать, что всё-таки основной причиной был голод.
-
Кстати, я бы постерег от упований на государство.
Конечно, оно обязано финансировать академические институты, возводить монументы и т. п.
Но говорить про "подвести черту" - глупость.
Каждый для себя должен ответить на вопросы.
-
Ого, как интересно, никогда об этом не слышал! :o А они кочевали просто спасаясь от голода или по политическим причинам?
По обеим причинам. Но учитывая то, что большей частью за пределы СССР уходили жители сопредельных территорий, есть основания предполагать, что всё-таки основной причиной был голод.
если я хронологию правильно помню, они в республиканский Китай уходили, верно? Там Мао Цзедуном ещё не пахло?
-
если я хронологию правильно помню, они в республиканский Китай уходили, верно? Там Мао Цзедуном ещё не пахло?
Тогда была эпоха китайских милитаристов, то есть, по сути, анархия. В Синьцзяне правили китайские военные клики и лидеры национальных вооружённых формирований. Синьцзян в ту пору был наводнён и советскими агентами, влияние СССР на эту территорию в ту пору можно было сравнить с влиянием китайского центра.
-
Не токмо что Маом не пахло, там тогда и центральной власти, считай, не было.
-
Но говорить про "подвести черту" - глупость.
Каждый для себя должен ответить на вопросы.
Ну, под национал-социализмом подвели черту. И это никак не мешает каждому ответить на вопросы.
-
Синьцзян в ту пору был наводнён и советскими агентами, влияние СССР на эту территорию в ту пору можно было сравнить с влиянием китайского центра.
СУАР чуть было не включили в состав СССР с подачи тамошнего губернатора :)
-
Кстати, я бы постерег от упований на государство.
Конечно, оно обязано финансировать академические институты, возводить монументы и т. п.
Но говорить про "подвести черту" - глупость.
Каждый для себя должен ответить на вопросы.
Давайте ту тему, в которой я с вами не разговариваю, будем считать токсичной, а в этой можно и ответить :lol:
В обществе, где есть развитая традиция обсуждения чего-либо, наверно действительно, не стоило бы ориентироваться на государство. Но в Казахстане всё это дело пока ещё в стадии пробуждения, и государство могло бы быть тем действующим лицом, которое сказало бы авторитетно, какой точки зрения оно придерживается по данному вопросу. А то получается, что одни говорят "ничего не было", а другие - "их всех убили". В итоге мнение специалистов, с цифрами, ссылками на материалы, доходчивой и взвешенной аргументацией, интересны только глубоко интересующимся темой. Грубо говоря, в конкретной ситуации могло бы и государство высказаться. Но, видимо, боится получить и от своих, и от чужих. А не надо бояться.
-
Раз за "искажение истории" статьи вводят, значит, не подвели и выводов не сделали.
-
Раз за "искажение истории" статьи вводят, значит, не подвели и выводов не сделали.
Так это сейчас вводят, а не когда был Нюрнбергский процесс. Ревизионизм, однако.
-
Нюрберг судил конкретных лиц и институты.
А нарком Молотов в свое время умную вещь сказал, что нельзя воевать с идеологией
-
А нарком Молотов в свое время умную вещь сказал, что нельзя воевать с идеологией
Это он после подписания пакта с Риббентропом :) А сами-то большевики с идеологиями воевали за милую душу.
-
Исключительно аргументами всякими :)
-
Нюрберг судил конкретных лиц и институты.
А нарком Молотов в свое время умную вещь сказал, что нельзя воевать с идеологией
если вещь "умная", что ж Путя воюет постоянно с идеологиями? И с либерализмом, и с гуманизмом, и с национальным пробуждением на нацокраинах? :D Запрет на татарский латиницей - это что такое?
-
Тогда была эпоха китайских милитаристов, то есть, по сути, анархия. В Синьцзяне правили китайские военные клики и лидеры национальных вооружённых формирований. Синьцзян в ту пору был наводнён и советскими агентами, влияние СССР на эту территорию в ту пору можно было сравнить с влиянием китайского центра.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Восточно-Туркестанская_Исламская_республика (https://ru.wikipedia.org/wiki/Восточно-Туркестанская_Исламская_республика)На севере Шэн Шицай получил помощь в виде двух советских бригад, Алтайской и Тарбагатайской, замаскированных под белых алтайских российских казаков во главе с красным генералом Волошиным.
Классный "антиимпериализм" у большевиков.
-
если вещь "умная", что ж Путя воюет постоянно с идеологиями? И с либерализмом, и с гуманизмом, и с национальным пробуждением на нацокраинах? :D Запрет на татарский латиницей - это что такое?
С либерализмом не воюет, он сам либерал.
Но лучше у него самого спросите, я не Песков.
-
если вещь "умная", что ж Путя воюет постоянно с идеологиями? И с либерализмом, и с гуманизмом, и с национальным пробуждением на нацокраинах? :D Запрет на татарский латиницей - это что такое?
С либерализмом не воюет, он сам либерал.
Но лучше у него самого спросите, я не Песков.
Путен - либерал? :D :D :D :D
-
Либерает и будет либерать.
-
Це частина нашої колективної травми: Інтерв‘ю Qantar (https://medium.com/@oceanofdreams/%D1%86%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%BE%D1%97-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%97-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B8-%D1%96%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2-%D1%8E-qantar-2430e7da48c1)
Україна і Казахстан мають багато спільного в історії, не тільки кольори прапора, а й радянське минуле, криваву історію злочинів проти місцевого населення. Ашаршылық — казахстанський голод 32–33 років, чи проводять у Казахстані паралелі між тією трагедією та Голодомором 32–33 в Україні?
Так, паралелі проводяться. Цей період увійшов в історію як “Зұлмат” (дослівно: “темний світ”).
Суцільна колективізація, розкуркулення, пограбування та репресії з боку нової радянської влади були і в Україні, і в Казахстані. Це частина нашої колективної травми, тому нам дуже близька та зрозуміла історія України, особливо у період колонізації радянською владою.
Ми знаємо, що не всі сучасні казахстанці вільно говорять казахською, як ви думаєте, чому? Українці пов’язують аналогічний процес у своїй історії з тим, що мова подавалася як комічна вказівка на сільського жителя, це було непрестижно. Наскільки актуальним є це для Казахстану? Що ви маєте за історію з мовою?
Мені здається, причина була в русифікації та геноциді казахського народу. Голод 1920-х років, голод 1930-х років, репресії, війна, депортації у 40-х, репресії 50-х років, освоєння цілини у 60-х з напливом цілинників з росії, закриття казахських шкіл, трагедія Желтоксана — Грудневого повстання у 80-х — все це стало причиною, через яку казахи виявилися етнічною меншістю у своїй же республіці, а казахська мова розглядалася другосортною, непотрібною. Побутовий шовінізм та збори комсомолу, які засуджували будь-які спроби говорити рідною мовою, також зіграли свою роль.