Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть входит в неуважение и к себе и к другим.
Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть входит в неуважение и к себе и к другим.Вспоминаются мемуары г-жи А.Панаевой, которая 20 лет была сожительницей Н.Некрасова, как сей страдалец за русских крестьян лично порол своих крепостных. К чести гг. Достоевского и Толстого можно сказать, что они не были милитаристами (особенно Л.Толстого, который был офицером и участником крымской войны) в отличие от их нынешних почитателей.
Достоевский в общем-то вполне уместен, как националист и реакционер.Откуда следует, что Достоевский — националист? Достоевский был великодержавным имперцем, особенно после каторги, когда крыша у него окончательно поехала (по свидетельствам современников).
I love Russian culture, especially TolstoyevskyThis is a view from the other side. Remember the Russian TV series about Sherlock Holmes :)
Откуда следует, что Достоевский — националист? Достоевский был великодержавным имперцем, особенно после каторги, когда крыша у него окончательно поехала (по свидетельствам современников).Именно что в первую очередь русский националист, и может быть потом империалист. Хотя противопоставлять национализм и империализм у имперских наций в высшей степени странно. Это не странно только для народов, никогда не имевших своей империи.
Именно что в первую очередь русский националист, и может быть потом империалист. Хотя противопоставлять национализм и империализм у имперских наций в высшей степени странно. Это не странно только для народов, никогда не имевших своей империи.Достоевский - почвенник, в некотором смысле предтеча черносотенцев. Но русского национализма как движения при его жизни не существовало.
Достоевский - почвенник, в некотором смысле предтеча черносотенцев. Но русского национализма как движения при его жизни не существовало.Буквоедство соединённое с прочной верой в сомнительные шаблончики народных масс. Вы второй Авваль, поздравляю.
А что у вас в Петербурге, кажется, еще много умного народу, которые хоть и ужаснулись мерзавцев, вошедших в свиней, но всё еще мечтают о том, как хорошо было в либерально-туманные времена Белинского и что надо бы воротить тогдашнее просвещение. Ну-с, вот эту-то мысль даже можно увидать теперь в самых новообращенных националистах и проч. Старики не сдаются: Плещеевы, Павлы Анненковы, Тургеневы и целые журналы вроде «Вестника Европы» держатся этого направления.150 A. H. МАЙКОВУ 9 (21) октября 1870. Дрезден (https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/494.htm)
у нас всех, русских, - эта вера есть вера всеобщая, живая, главнейшая; все у нас этому верят и сознательно и просто, и в интеллигентном мире и живым чутьем в простом народе, которому и религия его повелевает этому самому верить. Да, господа, вы думали, что вы только одни "общечеловеки" из всей интеллигенции русской, а остальные только славянофилы да националисты? Так вот нет же: славянофилы-то и националисты верят точь-в-точь тому же самому, как и вы, да еще крепче вашего!Дневник писателя. 1877 год (Достоевский)/Январь/ГЛАВА ВТОРАЯ I (https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F._1877_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_(%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)/%D0%AF%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%90_%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%90%D0%AF_I)
...у нас всех, есть твердая и определенная национальная идея; именно национальная. Следовательно, если национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры до времени, стать поскорее русскими и национальными.
Буквоедство соединённое с прочной верой в сомнительные шаблончики народных масс. Вы второй Авваль, поздравляю.Европейский национализм зародился как демократическое движение. Русский, наоборот, был больше охранительским и верноподданическим (славянофилов в расчет не беру). В Европе в 19-м веке уже были построены национальные государства (кроме Австро-Венгрии, хотя венгерская часть была вполне национальной). В России этого не произошло до самого 1917 г. Под движением я имел ввиду политически оформленные организации, которые в РИ появились очень поздно. При это официальная идеология империи не была националистической.
Европейский национализм берёт начало ещё с конца XVIII, а русская культура была прочнейше интегрирована в общеевропейскую, не надо распространять в прошлое изоляцию, к которой вы привыкли при большевиках. И вот вам парочка цитат из Достоевского, так, для примера:
150 A. H. МАЙКОВУ 9 (21) октября 1870. Дрезден (https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/494.htm)
Дневник писателя. 1877 год (Достоевский)/Январь/ГЛАВА ВТОРАЯ I (https://ru.m.wikisource.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F._1877_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_(%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)/%D0%AF%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%92%D0%90_%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%90%D0%AF_I)
При это официальная идеология империи не была националистической.Православие, самодержавие, народность.
В Европе в 19-м веке уже были построены национальные государства (кроме Австро-Венгрии, хотя венгерская часть была вполне национальной). В России этого не произошло до самого 1917 г.Вот это "кроме" ключевое. Германская империя, федеративная кстати, вобрала в себя славян, как и сама германская нация. Проводила активную германизацию национальных меньшинств, особенно против местных поляков. РИ одного поля ягода с Германией и Австрией, в том числе в антилиберализме, а они между прочим тоже Европа, самое ядро Европы. Причём РИ хотя бы помогала американской революции, дала миру Бакунина, Кропоткина, Толстого, переродилась в революции 1905-го, а германская мысль в ответ на "либерте, эгалите, фратерните" выдала марксизм и затем национал-социализм, создавшие чудовищные государства со сверх-властью, до того невиданной. РИ сильно не повезло, что от французской философии её повело к немецкой.
Православие, самодержавие, народность.Православие-самодержавие - что угодно, но не национализм. Собственно сам национализм возник как замена традиционному религиозному мировоззрению и верность монарху заменена на верность абстрактной нации. Народность - отчасти, но там не имеется в виду именно русская народность, а скорее обобщенный православный народ (пусть в большинстве и русский, как тогда понималось). Навязывания веры инославным и иноверцам как таковое было весьма слабым, даже язычников толком не христианизировали. Язык - то же самое, обрусение инородцев было больше прожектами чем реальной практикой. Культура русской элиты того времени сильно отличалась от народной, так что непонятно что конкретно пытались навязывать.
Выраженное желание навязать свою веру, культуру, язык...
Что это как не национализм?
А меряние черепушек - это уже нацизм
Вот это "кроме" ключевое. Германская империя, федеративная кстати, вобрала в себя славян, как и сама германская нация. Проводила активную германизацию национальных меньшинств, особенно против местных поляков. РИ одного поля ягода с Германией и Австрией, в том числе в антилиберализме, а они между прочим тоже Европа, самое ядро Европы. Причём РИ хотя бы помогала американской революции, дала миру Бакунина, Кропоткина, Толстого, переродилась в революции 1905-го, а германская мысль в ответ на "либерте, эгалите, фратерните" выдала марксизм и затем национал-социализм, создавшие чудовищные государства со сверх-властью, до того невиданной. РИ сильно не повезло, что от французской философии её повело к немецкой.В Германии все же не-немцы составляли абсолютное меньшинство населения, так что она была уже вполне национальным государством, в отличие от РИ, где официально нерусских было 2/3. Энгельс кстати был последовательным немецким националистом именно с прогрессистских и демократических позиций, что хорошо проявлялось в его отношении к славянам и к "реакционной" РИ (которую он считал средоточием славянства, отсталого и реакционного, в отличие от прогрессивного немецкого национализма).
Следовательно,Следовательно, если война будет проходить с применением стратегического ЯО, то денафицировать и демократизировать будет просто нечего :)
Православие-самодержавие - что угодно, но не национализм. Собственно сам национализм возник как замена традиционному религиозному мировоззрению и верность монарху заменена на верность абстрактной нации. Народность - отчасти, но там не имеется в виду именно русская народность, а скорее обобщенный православный народ (пусть в большинстве и русский, как тогда понималось). Навязывания веры инославным и иноверцам как таковое было весьма слабым, даже язычников толком не христианизировали. Язык - то же самое, обрусение инородцев было больше прожектами чем реальной практикой. Культура русской элиты того времени сильно отличалась от народной, так что непонятно что конкретно пытались навязывать.Там вообще не имеется в виду ни чья народность. Ваша беда что за мертвыми бюрократическими иносказаниями вы не хочете и не можете видеть то живое и настоящее, что они под собой прячут. Под народностью здесь имеется в виду национальный дух. А что русский национализм даже до сих пор бездумно пытается пестовать религиозный фундаментализм, спасибо в целом инерционности и бездумности русских государственников.
В Германии все же не-немцы составляли абсолютное меньшинство населения, так что она была уже вполне национальным государством, в отличие от РИ, где официально нерусских было 2/3.Не пойму, почему национальный состав империи стал для вас камнем преткновения в признании её империей. То, что плохо обжитые земли РИ давали чисто статистический вес национальным меньшинствам, с лихвой компенсируется лоскутностью самих германцев, до сих пор сохраняющейся, а также присутствием нацменьшинств Германской империи в самом сердце их земель и их нации.
Народность - отчасти, но там не имеется в виду именно русская народность, а скорее обобщенный православный народ (пусть в большинстве и русский, как тогда понималось).В нач. 19 в. nationalité переводили как «народность». И под ней сначала понимали именно элиту, но не массы крепостных крестьян. И только славянофилы сделали опорой nation building’а православие крестьянства, что потом развил Ф.Достоевский (возвращаясь к теме).
Это что-то из области психиатрии или действительно было такое? Попутно замечу что и сейчас снова популярными в узких кругах стали идеи стыда за нацию или страну и коллективной ответственности.Ловко вы перевернули. Стыд за нападение своей страны на чужую, да ещё такое циничное и неоправданное нападение, не есть нечто исключительно русское: немцы, итальянцы, японцы, хуту, камбойджицы, также американцы во время и после войн против Вьетнама и Ирака через это или близкое к тому тоже прошли. Через это те же русские проходили в связи с войной в Афганистане и Первой чеченской. И это абсолютно не связано с тем, о чём пишет Достоевский, здесь он стремится уязвить западников, их почитание западной культуры.
Это что-то из области психиатрии или действительно было такое?Сложно сказать, у Достоевского в творчестве много из области психиатрии :) У Тургенева, который по-французски говорил чаще, чем по-русски и годами жил во Франции, ничего похожего в творчестве не найти.
Попутно замечу что и сейчас снова популярными в узких кругах стали идеи стыда за нацию или страну и коллективной ответственности.Так у Достоевского идея стыда за принадлежность к нации, а не за нацию. Если почитать отрывок из «Дневника писателя» выше, то Достоевский прямо говорит о нелюбви русских к истине и стремлении приукрасить действительность, в т.ч. свою собственную.
Насчет стыда не знаю, но явным образом зависть является неприменным аттрибутом каждого пацреотически настроенного русского.Это зависть, смешанная с ревностью, переходящей в глубокую обиду, откуда лурковский мем «русских людей обижают». Вроде детсадовского «Почему у Маши есть (Маше можно), а у меня нет (мне нельзя)»? Происходит, по-видимому, из крайне специфического понимания справедливости.
Посетил тут парочку музеев, посвященных жизни и творчеству этих господ и не могу не отметить большой разрыв между идеалами, которые вышеупомянутые господа продвигали в жизнь и идеалами современного общества, которое восторгается этими господами.Это обычная консервативная этика. Вы можете не разделять взгляды предков, но чтите их вклад и традиции. Тут ничего удивительного нет. Можно ценить демократические и республиканские институты Античности, перечитывать авторов тех времён, но с отторжением относиться к делению на сословия, рабству, неравенству и язычеству. Консерватизм — мировоззрение, уходящее корнями в эпоху модерна, пропитанное эклектизмом и прагматизмом.
у Достоевского в творчестве много из области психиатрииЕсли человек умеет толково и внятно описывать психопатию, то он стопудово не психопат.
У Тургенева, который по-французски говорил чаще, чем по-русски и годами жил во Франции, ничего похожего в творчестве не найти.Потому что Тургенев мельче и не умеет копать достаточно глубоко.
у Достоевского идея стыда за принадлежность к нации, а не за нацию.Нет, это именно стыд за свою нацию, где люди почти поголовно не в состоянии общаться — не изображать из себя нечто невероятно замечательное, а именно спокойно общаться, оставаясь собой. Стыд за собственную и зависть к другим нациям, где люди почти поголовно в состоянии. Неотёсанность и дурацкую развязность, конечно, и там не одобряют, но одно дело — сделать уборку, если тебе захотелось выставить фото в интерьере, и совсем другое — фоткаться в чужой шикарной квартире, делая вид, что она твоя. А «там» у людей есть смелость обнародовать себя реальных.