Author Topic: Духи местности  (Read 702 times)

Offline cetsalcoatle

  • Герой
  • *
  • Posts: 3987
  • Карма: +317/-273
  • Благородный муж прям и твёрд, но не упрям.
    • View Profile
Духи местности
« on: 22 March 2024, 00:04:18 »
  • 0
  • 0
У балтов есть всякие там домовые, лешии, водяные и т.д.?
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Simba mwenda pole ndiye mla nyama

Online Владимир

  • Гуру форума
  • Трижды герой
  • *****
  • Posts: 29166
  • Карма: +4332/-85
    • View Profile
Re: Духи местности
« Reply #1 on: 22 March 2024, 00:13:41 »
  • 0
  • 0
У балтов есть всякие там домовые, лешии, водяные и т.д.?
Ну, разумеется. Балтийский регион был одним из последних в Европе, подвергшихся христианианизации, поэтому там сохранилились разные Каукасы и Дейвы.

Offline cetsalcoatle

  • Герой
  • *
  • Posts: 3987
  • Карма: +317/-273
  • Благородный муж прям и твёрд, но не упрям.
    • View Profile
Re: Духи местности
« Reply #2 on: 22 March 2024, 01:51:55 »
  • 0
  • 0
Славянских лешего и водяного на wiki перевели на литовский как miškinis и vandenis, т.е. буквально как "лесной" и "водяной" как я понял? :what?
Т.е. не *lešijas и не *vodianojas, а именно калькировали, но при этом подчеркнули, что это именно духи славянской мифологии.
Вот это меня и смутило, было бы странно если бы те же самые духи в литовском назывались по-другому.
К тому же зачем в литовской мифологии леший, когда есть целая богиня лесов Medeina (от medis "дерево").
Упоминание про водяного не нашёл, зато отдельно есть ežerinis (озёрный), и upinis (речной), но это немного другая парадигма, потому что:
Quote
Upinis – senovės lietuvių upių dievas.

Т.е. как я понял у литовских духов местности был статус богов, а у славянских духов именно статус духов.

Интересно, что первично: водяной, который потом разделился на всяких озёрных, речных, болотных и т.д. или наоборот это синкретических образ нескольких духов? ???

Получается в прошлом леший и водяной имели у славян статус божества, но в дальнейшем культ утратился и сохранился в виде рудимента?

Хотя мне кажется здесь нет смысла проводить какую-либо грань т.к. здесь персонификация природы с последующей её антропоморфизацией.
Конечно домовым никто жертвы не приносил (хотя не факт), но свой культ у них тоже имелся и отчасти сохраняется до сих пор.

« Last Edit: 22 March 2024, 06:09:30 by cetsalcoatle »
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Simba mwenda pole ndiye mla nyama